REDNEWS.RU - ОБОРОНА http://rn-oborona.narod.ruВ музее ядерного оружия, г.Арзамас-16

Публикации. Точка зрения: "Спорное и бесспорное"

СПОРНОЕ И БЕССПОРНОЕ
Причины структурного кризиса в Вооруженных силах РФ и пути выхода из него
Константин Соколов
НВО, 25 августа 2000 г.

В "Независимом военном обозрении" от 28 июля с.г. опубликована статья Михаила Тимофеева "Сокращение РВСН объективно неизбежно". В ней вполне профессионально раскрыто существо разногласий о дальнейших путях развития Вооруженных сил России. Основное внимание уделено перспективам Ракетных войск стратегического назначения - главной составляющей ядерного щита страны, являющейся сегодня предметом споров в высшем военно-политическом руководстве. Квинтэссенция статьи заключена в следующем: "Ядерный щит Родины вполне комфортно чувствовал бы себя и в рамках командования рода войск в составе ВВС".

Опыт истории и выводы науки

Вопрос о переходе Вооруженных сил России на трехвидовую структуру обсуждался давно и достаточно детально. Целесообразность именно такой структуры была доказана, что нашло свое отражение в высшем государственном документе - "Концепции строительства Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2005 года". В ней однозначно определено, что в период с 2001 по 2005 год Вооруженные силы страны должны перейти на трехвидовую структуру.

Однако обсуждение этого вопроса продолжается до сих пор. Поэтому целесообразно проанализировать его с учетом исторического опыта и выводов науки.

Для начала стоит напомнить, что такое "вид" и "род" Вооруженных сил, откуда исторически возникли эти понятия и как они соотносятся. Обратимся к Военно-энциклопедическому словарю, где говорится: "Вид Вооруженных сил это составная часть Вооруженных сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздушно-космическом пространстве). В СССР видами Вооруженных сил являются Ракетные войска стратегического назначения, Сухопутные войска, Войска ПВО, Военно-воздушные силы и Военно-морской Флот. В ряде других стран вооруженные силы состоят из трех видов: сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы. Войска ПВО и стратегические ракеты наземного базирования входят в состав военно-воздушных сил".

"Род войск (сил), составная часть вида Вооруженных сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только им основное оружие и военную технику, а также способы их боевого применения".

Из этих определений следует принципиальное отличие вида ВС от рода войск (сил), состоящее в том, что первый объединяет в себе войска и силы по признаку сферы вооруженного противоборства, а второй - по признаку общности применяемого оружия и способов действий.

Вполне понятно, что сферы применения Сухопутных войск и Военно-морского флота различаются качественно. Рода войск (сил) этих видов Вооруженных сил развивались в своих видовых системах с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости, образуя внутренне согласованную и вполне гармоничную структуру. Никаких споров о том, где быть каждому роду войск (сил) в этих видах Вооруженных сил, не возникает.

Иная картина складывалась в Военно-воздушных силах, которые как вид Вооруженных сил начали зарождаться только в ходе Первой мировой войны. Одновременно создавались и воинские формирования ПВО как средство отражения воздушного нападения. Они являлись составной частью тех родов войск (сил), которые должны были защищать. В дальнейшем, по мере нарастания угрозы воздушного нападения, в частности с принятием концепции воздушной войны генерала Дуэ, войска ПВО выделились в отдельный род войск, который в большинстве стран мира стал составной частью ВВС.

В нашей стране войска ПВО окончательно выделились в отдельный вид ВС в 1954 году. Это было связано с тем, что в тот период основную угрозу представляла стратегическая авиация США, для борьбы с которой необходимо было иметь единую мощную ПВО. Выделение Войск ПВО в отдельный вид ВС СССР было политически оправданной мерой, которая помогла в короткие сроки решить тяжелейшую задачу - обеспечить противовоздушную оборону всей огромной территории нашей страны.

По проторенному пути пошли и при создании в 1959 году ядерного щита нашей страны - РВСН, которые имели на вооружении единственный род оружия - стратегические ядерные ракеты. Необходимость в короткие сроки создать ядерный паритет с могущественнейшей ядерной державой мира - США, заставила военно-политическое руководство Советского Союза пойти на нарушение принципов формирования структуры ВС, выделить в самостоятельный вид Вооруженных сил род войск, имеющий на вооружении один тип оружия.

Начало понимания

Нерациональность такого рода решений вне особых условий наиболее отчетливо проявилась на примере Военно-воздушных сил и Войск ПВО. Искусственно были разделены силы и средства, ведущие боевые действия в воздушно-космической сфере, утрачена централизация управления силами ВВС и ПВО, что затруднило также их всестороннее обеспечение, организацию и осуществление взаимодействия. Параллельное развитие систем вооружений и военной техники обусловило несопрягаемость средств управления ПВО и ВВС (особенно для истребительной авиации), большой типаж авиатехники и как следствие - неоправданно высокие дополнительные затраты ресурсов на ее создание и содержание.

Все это не могло не привести к кризису видовой структуры Вооруженных сил. Признаки понимания этого кризиса проявились в 80-е годы, когда была предпринята первая попытка объединения ВВС и войск ПВО. Она не удалась прежде всего по субъективным причинам.

К началу 90-х годов объективная необходимость коренной реорганизации видовой структуры ВС страны (к этому времени уже только Российской Федерации), стала очевидной. Вопрос объединения всех сил, действующих в воздушно-космической сфере, под единым командованием обострился после войны в Персидском заливе, которая была выиграна исключительно воздушным наступлением многонациональных сил.

В результате была проведена, самая крупная за последнее десятилетие реорганизация Вооруженных сип России, заключающаяся в объединении двух видов ВС РФ - ВВС и ПВО, в один - ВВС. Так была сформирована четырехвидовая структура ВС РФ.

Опыт показал, что подобная реорганизация - достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Кадровые изменения, слияние систем управления и всестороннее обеспечение двух видов ВС, ранее самостоятельно развивавшихся, переход на единую систему планирования требуют нескольких лет становления нового объединенного вида ВС, полноценно функционирующего как единый организм.

Как отмечалось выше, дальнейшим логичным шагом в развитии организационного строительства ВС РФ предполагался переход к трехвидовой структуре, который должен был начаться в 2001 году путем слияния ВВС и РВСН в единый вид ВС РФ - Военно-воздушные сипы (или Силы воздушно-космической обороны, или Воздушно-космические силы - о названии можно спорить).

Диктуется прогнозом

Зачастую военное руководство и военную науку обвиняют в том, что они, дескать, готовят армию и флот к "прошлой войне". Однако объединение ВВС и РВСН в единый вид ВС диктуется именно прогнозом характера будущих войн, а более конкретно - тенденциями изменения характера вооруженного противоборства в воздушно-космической сфере.

Первой тенденцией, которая прослеживается уже более 50 лет, является непрерывное повышение значимости воздушной, а затем воздушно-космической сферы вооруженного противоборства в войне. В космос выведены системы разведки, связи и навигации, то есть то, что обеспечивает эффективное управление и руководство вооруженной борьбой и высокоточное применение оружия. К концу ХХ века воздушно-космическое пространство приобрело роль главной сферы военного противоборства, так как здесь и отсюда могут решаться важнейшие военно-стратегические задачи и порой достигаться политические цели военного конфликта (войны).

Вторую тенденцию определяет возрастание значимости информационного противоборства в войне в целом. Особенно отчетливо это проявляется в воздушно-космической сфере. Новые информационные и технологические достижения, воплощенные в авиационных, ракетных и космических системах вооружения, а также в противодействующих им системах, в совокупности с новыми стратегическими и оперативными концепциями и организационными новшествами, коренным образом меняют содержание и характер вооруженной борьбы. Теперь в войне сталкиваются не массы войск (сил), а прежде всего боевые системы. Их возможности характеризуются не столько количественно-качественным превосходством одной из сторон в традиционном смысле, сколько структурными, организационными факторами, в первую очередь единством и эффективностью управления, а также качеством функционирования системы разведки, связи, навигации и других звеньев всестороннего обеспечения военных действий.

Военные действия со стороны наиболее развитых государств уже сегодня кардинально отличаются тем, что вся их военная мощь в первую очередь направляется на избирательное, функциональное поражение в воздухе и космосе, с воздуха и из космоса, через воздух и космос ключевых (стратегических) государственных и военных объектов противника, составляющих основу его экономического и военного потенциала, и создание для него за счет этого обстановки политического, экономического и военного хаоса, неуправляемости, безысходности.

Постепенное размывание границы между космическим и воздушным пространством можно считать третьей тенденцией. Стала доминирующей зависимость действий сухопутных войск (сил), авиации и средств ПВО, военно-морских сил и флотов от обеспечения космическими системами и средствами. Указанное заставляет рассматривать действия всех этих разнородных сил и средств как единый процесс, из которого невозможно вырвать какой-либо элемент противоборства и рассматривать его отдельно от других. Перспектива появления в ближайшие годы на вооружении иностранных армий, прежде всего США, гиперзвуковых воздушно-космических пилотируемых и беспилотных средств воздушного нападения, в частности воздушно-космических самолетов, при их массовом внедрении в войска (силы), практически устранит границу между воздушным и космическим пространством. Эта тенденция порождает необходимость установления единого руководства вооруженным противоборством в воздушно-космическом пространстве.

Снятие противоречия

Еще одна особенность (тенденция) прослеживается наиболее явно в последнее десятилетие. Это наращивание в авиационной и космической деятельности крупнейших зарубежных государств военной составляющей, в чем нельзя не видеть потенциальных новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в военной области.

В этих условиях одним из важнейших факторов обеспечения военной безопасности страны является твердая и последовательная ее военная деятельность в воздушно-космической сфере, направленная на формирование единого, отвечающего требованиям ХХI века, воздушно-космического компонента Вооруженных сил России.

Таким образом, правомочность введения категории "воздушно-космический компонент Вооруженных сил" подтверждается тем, что, во-первых, составляющие его силы и средства действуют в одной сфере - воздушно-космической, а, во-вторых, обозначенная сфера становится относительно самостоятельной ареной военного противоборства сторон.

Однако сегодня в организационном отношении силы и средства, действующие в воздушно-космической сфере (авиация, войска (силы) ПВО и РКО, ракетные войска стратегического назначения, космические силы и средства) входят в состав различных видов и родов войск.

Именно в этом и состоит существо кризиса видовой структуры Вооруженных сил - последняя не соответствует объективному характеру современной вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере. Противоречие заключается в том, что войска и силы, входящие в Военно-воздушные силы и Ракетные войска стратегического назначения, объективно образуют единый воздушно-космический компонент, но при этом организационно они разделены на два вида Вооруженных сил.

Такое противоречие на предшествующих этапах развития Вооруженных сил еще не имело особой остроты, однако теперь ситуация становится нетерпимой.

Путь выхода из сложившегося положения очевиден - дальнейшая интеграция ВВС и РВСН в единый вид ВС РФ, где РВСН будут являться важнейшим родом войск. Отказ от этого равносилен консервации ошибок прошлого. Противоестественность разделения войск и сил, составляющих единый воздушно-космический компонент, на два различных вида Вооруженных сил можно ярче представить на примерах из смежных сфер. Попробуем мысленно выделить из Сухопутных войск в качестве отдельного вида Вооруженных сил, скажем, танковые войска, или выделить из состава ВМФ в отдельный вид Вооруженных сил подводные силы (мотивируя тем, что подводная и надводная среды по своим физическим свойствам резко отличаются друг от друга). Нерациональность такого очевидна.

Интеграционные процессы в войсках и силах, действующих в воздушно-космической сфере, следует начинать уже сегодня. Если не решится этот вопрос сейчас, он будет обостряться вновь и вновь. Но его решение впоследствии потребует вложений намного больших ресурсов.

При этом важно подчеркнуть, что само по себе объединение Военно-воздушных сил и Ракетных войск стратегического назначения в единый вид ВС РФ никак не связано с какими-либо изменениями (например, сокращением) численности стратегических ракет наземного базирования.

Еще одним доводом в пользу объединения ВВС и РВСН в единый вид ВС может послужить то, что такое объединение позволит реализовать единую систему воздушно-космической обороны страны, необходимость создания которой диктуется характером основных угроз.

Корпоративность хуже гири

ВКО РФ должна отводиться роль сдерживающего фактора развязывания и эскалации возможной агрессии против России, что определяется ее способностью эффективно противодействовать основной ударной силе потенциальных противников в ХХI веке - группировкам сил воздушно-космического нападения (СВКН).

Эта роль обеспечивается за счет оперативного вскрытия подготовки и начала воздушно-космического нападения противника, гарантированного и своевременного оповещения об этом военно-политического руководства государства и войск, эффективного отражения первых ракетно-авиационных ударов агрессора.

ВКО РФ должна использовать полный арсенал активных и пассивных мер защиты от воздушно-космического нападения противника с опорой на информационное превосходство. Система ВКО для того и развертывается, чтобы гарантированно обеспечить отражение ударов авиации, крылатых ракет, стратегических и нестратегических баллистических ракет, космических, аэродинамических и гиперзвуковых средств противника по важнейшим объектам экономики, инфраструктуры, государственного и военного управления, главным группировкам войск (сил). Все это, естественно, сочетается с активными наступательными действиями воздушно-космического компонента ВС РФ по поражению (нейтрализации) средств воздушно-космического нападения противника в районах базирования до их взлета (старта, пуска). Данная система должна быть комплексной: и противовоздушной, и противоракетной, и противокосмической.

Понятно, что подобная система ВКО может быть "вписана" только в такой вид ВС, который имеет в своем составе все необходимые рода войск (сил) - от авиации различного назначения, сил и средств ПВО, до военно-космических сил, сил и средств РКО и РВСН. То есть для создания эффективной системы ВКО, способной решать весь круг задач обеспечения военной безопасности страны в воздушно-комической сфере под единым командованием, необходимо объединение ВВС и РВСН в единый вид ВС РФ.

В заключение отметим, что государственное решение по облику видовой структуры ВС РФ должно учитывать не корпоративные интересы, а прежде всего объективные факторы оперативной и экономической целесообразности.


Начальная страница: http://ussr-oborona.chat.ru

Ответственный за ведение Web-страницы - Альберт Германович Штерн

эл.почта: ussr_oborona@chat.ru