REDNEWS.RU - ОБОРОНА http://rn-oborona.narod.ruна улицах Озерска

Озерск. Публикации. "Работа на будущее"


Газета

газета "Озерский вестник" - vestnik@ozersk.ru

РАБОТА НА БУДУЩЕЕ

В "Российской газете" 4 ноября 1999 года был опубликован список работ, выдвинутых на соискание премии правительства Российской Федерации 1999 года в области науки и техники. В числе сорока четырех претендентов на награду приятно было увидеть и представление ПО "Маяк". Комбинат выдвинул на премию правительства РФ реализованный в жизнь проект, который называется так: "Экологически безопасная технология и оборудование системы удаления на хранение твердых радиоактивных отработавших сборок ТВЭлов на заводе РТ-1. Создание системы, внедрение и эксплуатация".

В первые годы, когда важно было одно - получение заветного ядерного заряда, "Маяк" заработал себе немалый "пассив" - загрязненные озеро Карачай, речку Теча и многое другое. Но, осознав, какие могут быть последствия от производственных выбросов, уральские атомщики начали конкретные работы по уменьшению влияния на окружающую среду. Основным полигоном, где разрабатывались, испытывались и внедрялись проекты, стал радиохимический завод 235. Не раз уже работники завода были отмечены государственными премиями за экологические разработки, например, за проект остекловывания. И вот еще один проект представлен к поощрению.

Был разработан новый технологический процесс, создано новое оборудование, которое позволяет атомщикам работать, не оказывая губительного влияния на природу и людей. Сегодня на заводе работают две системы: одна представляет собой коробчатую трубу, внутри которой при помощи асинхронного двигателя бегает специальная тележка, а вторая - трубу огромного размера, по которой нерастворимые оболочки доставляются к месту хранения так называемым импульсным пневмотранспортом.

Во время посещения завода корреспондентами "ОВ" радушные хозяева продемонстрировали работу тележки, перевозящей хвостовики: сквозь толстенное стекло камеры у поста управления видна эта тележка. Оператор привычным движением нажимает несколько кнопок на пульте, и тележка уносится вдаль, слышен лишь легкий удаляющийся шум. На пульте управления существует и система контроля, которая показывает, в каком месте короба находится тележка в каждое мгновение. Если вдруг произойдет сбой, случится остановка, то ремонтникам не придется искать ее в многометровом коробе. А что происходит в пункте доставки? Там специальный кантователь достает из тележки емкость, где находятся хвостовики, и высыпает их в отсек для длительного хранения. Так вот решена одна из проблем доставки.

Нерастворимые оболочки, остающиеся после того, как из них удалено ядёрное топливо, отправляются на место хранения с помощью импульсного пневмотранспорта. Это специальная толстенная труба, в которую в определенном порядке подают в местах поворотов и подъема сжатый газ. Сила давления настолько велика, что металлические оболочки буквально улетают в пункты назначения. Для обеспечения надежности пневмосистемы конструкторы предусмотрели резервный трубопровод, а также систему пожарной безопасности. Все это сегодня "спрятано" в специальных коридорах и не производит особого впечатления экзотическими пропорциями. Но транспортные системы успешно работают на заводе РТ-1, единственном в России предприятии по переработке тепловыделяющих сборок атомных энергетических и транспортных установок.

Экономический эффект от внедрения и использования передовых систем транспортировки просто поразителен - 15 миллионов рублей в год. Можно представить себе, сколько денег "вылетело в трубу" в прошлое время! И все-таки в полной мере оценить значимость проводимых на радиохимическом заводе усовершенствований смогут лишь наши потомки, которые будут жить в Озерске и трудиться на "Маяке" уже в следующем тысячелетии.

Александр АБРОСИМОВ.


Начальная страница: http://ussr-oborona.chat.ru

Ответственный за ведение Web-страницы - Альберт Германович Штерн

эл.почта: ussr_oborona@chat.ru