Купить карт можно через эту доску объявлений

REDNEWS.RU - ОБОРОНА http://rn-oborona.narod.ruКолокольня бывшего Саровского монастрыря, пл.Горького, г.Арзамас-16

Арзамас-16. Публикации. "ВНИИЭФ-2000"


Газета

Газета "Новый Город №", г.Арзамас-16

ВНИИЭФ-2000

Информация к размышлению

Каждый из нас, авторов этого документа, немало лет проработал во ВНИИЭФ, много трудился на общественной работе, был связан с деятельностью местного самоуправления. Унос сложилось ясное мнение о происходящем в нашем закрытом городе на протяжении последних лет. Наш опыт - как сотрудников Института и граждан Сарова - позволил вынести на ваше обсуждение ношу позицию.

От "объекта" " к городу

За прошедшее десятилетие на нашей закрытой территории произошли большие перемены. Главная из них заключается в том, что место, в котором мы живем, перестало быть абсолютно недоступным для внешнего мира и работающим только на оборону. Из "объекта" оно постепенно превращается в город - совершенно особый, не такой, как большинство других, но при этом известный стране и миру, имеющий много направлений деятельности.

Выйдя из-под завесы секретности, наш закрытый город обрел свое историческое имя, получил возможность свободно говорить обо всех этапах своего славного прошлого.

Органы местного самоуправления перестали быть приложением к ведомственной системе управления, получили широкую самостоятельность и значительные возможности, в первую очередь финансовые. На смену закрытым инструкциям, определявшим ранее жизнь объекта, пришли открыто принятые и опубликованные федеральные законы, прежде всего Закон "О закрытом административно-территориальном образовании". Сокращение "ЗАТО" уже много лет известно всей стране. В Сарове появилась новая реальность, ранее не имевшая здесь места - муниципальная (местная) политика.

Отдавая должное произошедшим переменам и тем правам, которые закон дал сегодня местной власти, следует помнить и то, что местная власть находится у нас - граждан Сарова - на службе. Входящие в ее состав выборные представители и работающие по найму специалисты призваны обслуживать общество - нас с вами. Эти представители и специалисты заметны, уважаемы, важны для общества, но они не являются властью в точном смысле этого слова. Не случайно соответствующий Федеральный Закон избегает пользоваться термином "местная власть" и со всей определенностью утверждает: органы местного самоуправления, наделенные полномочиями решать вопросы местного значения и ответственные за них, не входят в систему органов государственной власти.

Тот же закон говорит, что местное самоуправление - это гарантируемая Конституцией деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Именно населения, а отнюдь не тех или иных должностных лиц. Интересы же и традиции населения в этом уникальном месте - уж такова наша саровская непростая, но почетная участь - неотделимы от интересов всего народа и государства. Пока в Сарове идут работы государственной важности, пока он сохраняет присвоенный ему статус ЗАТО, вопросы местного значения никогда не смогут решаться здесь в отрыве от общенациональных задач России, на основе местнических предпочтений.

Не случайно поэтому наш город - это не просто город. Он существует в особой, специально для него созданной государством юридической форме закрытого административно-территориального образования. Это накладывает неизгладимый отпечаток практически на все стороны его жизни, в том числе на формы, методы и особенности местного самоуправления.

Будущее Института и ЗАТО неразделимы

Общероссийский кризис последних лет в полной мере затронул и ЗАТО. Однако надо отдать должное тому, что положение в нашем ЗАТО не такое плохое, как в большинстве регионов страны. Реальный уровень жизни большинства людей по сравнению с прошлым упал, снизилась их социальная защищенность. Однако особый статус Сарова позволил сохранить коммунальную инфраструктуру, образование, медицину, не допустить массовой безработицы, принять меры по социальной защите населения.

Главным и по существу единственным фундаментом этой относительной стабильности является статус ЗАТО. Этот статус существует исключительно благодаря тому, что несмотря на все трудности минувших лет потенциал Института - Российского Федерального Ядерного Центра ВНИИЭФ - сохранился и приумножился. Сегодня Институт обеспечен работой. В сокращенных по сравнению с прошлыми десятилетиями, но по-прежнему значительных размерах устойчиво сохраняется ежегодный государственный оборонный заказ по основной тематике. Постоянно увеличивается объем заказов на научные исследования и разработки по новым направлениям, число которых растет.

Институт является одним из основных налогоплательщиков в местный бюджет, участвуя тем самым в укреплении экономического потенциала ЗАТО, создании финансовой базы для решения социальных проблем. Эти средства (включая налоги, заплаченные сотрудниками Института) обращаются в банковской сфере, торговле, обслуживании, строительстве и благоустройстве. Каждое дальнейшее движение этих денег, первоначально пришедших в ЗАТО от государства и других заказчиков Института, дает новое налоговое пополнение в местный бюджет.

Из государственной значимости Института непосредственно вытекает и особый порядок формирования местного бюджета, оставляющий в ЗАТО все собираемые здесь налоги и гарантирующий федеральные дотации.

Этот порядок установлен на федеральном уровне специальным законом. И этот закон, и предшествующее ему распоряжение Президента РФ были разработаны и приняты при ключевом участии сотрудников Института, в первую очередь с целью обеспечить стабильные социальные условия для его работы, а значит - в интересах всех горожан. Федеральные дотации, а в последние годы и значительные доходы от так называемой инвестиционной зоны местному самоуправлению Сарова было разрешено получать лишь благодаря наличию здесь успешно работающего Института.

Будет добиваться успеха Институт, один из российских центров науки и техники мирового значения, - и Саров будет жить полнокровной жизнью, не боясь превращения в бедное и забытое провинциальное захолустье. Безусловно, в ЗАТО должны появляться и новые источники поступления денег, в том числе не связанные непосредственно с Институтом; их должно становиться как можно больше. Но это будет возможно лишь на основе согласованной политики государства и местного самоуправления, с опорой в первую очередь на уже существующий научно-производственный потенциал РФЯЦ - ВНИИЭФ.

Все это позволяет утверждать: сохранение и динамичное развитие Института как ведущего научного центра всей России является делом жизненной важности для каждого жителя Сарова, где бы он ни работал, какое бы социальное положение ни занимал.

Следует сказать, что сегодня далеко не все жители ЗАТО понимают это. Далеко не все из них отдают себе отчет в истинных причинах того, почему наши местные проблемы, при всей их значимости для нас, далеко не столь велики по сравнению с их возможным размером. Распространенными являются иллюзии, что Саров может преуспевать независимо от того, как идут дела расположенного здесь научного центра, развивая "свои" производства на муниципальном или чисто коммерческом уровне. Эти иллюзии необходимо решительно развеять - чтобы их не развеяла сама жизнь, столкнув нас в будущем с возможными последствиями неточных решений, принятых, в том числе, и на уровне местного самоуправления.

Необходима ответственная политика

Нельзя иметь установленный на федеральном уровне статус ЗАТО - и не нести ответственности на местном уровне за достижение тех целей, ради которых этот статус был предоставлен. Нельзя пользоваться всеми преимуществами, вытекающими из нахождения здесь Российского Федерального Ядерного центра, - и не принимать на себя неразрывно связанных с этим серьезных обязательств.

Все ли ЗАТО сохранили сегодня доверие государства, а значит -свои преимущества и перспективу развития? Последние годы дали на этот вопрос убедительный ответ. Вывод отсюда ясен: особый статус ЗАТО не должен быть объектом местнической эксплуатации. Недальновидная политика органов местного самоуправления многих ЗАТО в расходовании оказавшихся у них в руках значительных средств сегодня дает государству повод ставить под сомнение сам статус ЗАТО.

Обычно при создании в ЗАТО инвестиционных зон или других подобных образований главным доводом были обещания крупномасштабного создания рабочих мест в новых, невоенных областях для специалистов и рабочих, высвобождаемых от работ по оборонному заказу. Произошло ли это? Из предоставленной общественности информации видно, что деньги направлялись, как правило, на дела, сами по себе полезные, но не имеющие прямого отношения к развитию научно-производственного потенциала градообразующих предприятий, а значит - жизненным перспективам всего населения ЗАТО. Деньги, по своему происхождению и назначению изначально бывшие "средствами развития ЗАТО", тратились и на рядовые коммерческие проекты, создающие рабочие места, но за пределами ЗАТО.

Благоприятные условия формирования бюджета нашего ЗАТО позволили украсить Саров постоянно обновляемыми дорожными и пешеходными покрытиями, оградами и бордюрами, серьезно поддержать городское и дорожное хозяйство, строительство, городской транспорт, медицину, образование. У нас почти нет безработицы, оплата малоквалифицированного труда в городском хозяйстве почти сравнялась с оплатой труда квалифицированных специалистов Института.

Кто же в итоге выиграл от этого? Кто проиграл? В полной ли мере местное самоуправление смогло эффективно использовал» предоставленные ему ресурсы в свете государственных задач, решаемых в Сарове? Насколько дальновидной была его политика обеспечения коренных интересов всех жителей Сарова? Конкретный ответ на эти вопросы мы узнаем в самое ближайшее время, так как основной источник финансирования ЗАТО за минувшее четырехлетие - инвестиционная зона - скоро может прекратить свое существование. Тогда и станет ясным, создала ли нынешняя политика надежные предпосылки для дальнейшего роста и обновления.

В этой сложной ситуации, сознавая свою ответственность, Институт обязан оказывать влияние на формирование и реализацию муниципальной политики, на согласованность этой политики с обязанностями Института перед российским народом и государством, перед своими работниками, всеми жителями Сарова. С теми, кого изберут в органы местного самоуправления, Институт найдет взаимопонимание на основе общей для них и для него гражданской обеспокоенности о том, каким будет наш завтрашний день.

Саров - центр науки и образования

Будущее Сарова - это общенациональный научно-технический и образовательный центр широкой специализации. На пороге XXI века перед нами стоят следующие задачи:

Сопровождение ядерного оружия, повышение его безопасности.

Разработки новых систем вооружений, участие в перевооружении армии.

Разработки новых гражданских технологий.

Работа на международных рынках научных исследований и разработок.

Разработки в области промышленной (технологической) безопасности.

Работа на российских и международных рынках образования.

За ближайшие годы Институт должен освоить новые направления работ и в несколько раз увеличить объем выполняемых заказов, соответственно повысив на этой основе оплату труда. Это возможно лишь на основе масштабного технического перевооружения, крупных инвестиций, значительного улучшения оснащенности рабочих мест. Для этого надо принять все возможные меры.

Надо отчетливо понимать, что достижение таких целей потребует от всего коллектива чрезвычайно серьезных усилий.

Для решения стоящих задач Институт предпримет следующие действия:

Активное участие в формировании государственной научно-технической политики по широкому кругу направлений.

Интенсивное освоение существующих и формирование новых секторов рынка научно-технических разработок и наукоемкой продукции.

Перевод новых разработок и научно-технологических заделов в товарные образцы и передача их в серийное производство.

Продвижение на рынок, работа с потребителями, создание инфраструктуры сбыта и сервисного обслуживания.

Отбор персонала, его подготовка и переподготовка.

Развитие академических, коммерческих. производственных, гуманитарных контактов.

Перед Россией стоит задача не просто вернуться к достижениям советской науки и техники. Этого мало. Мы должны стать высокообразованной, "наукоемкой" и "высокотехнологичной" нацией -именно как нация, как целый народ. Развитие образования, науки и высоких технологий наряду с укреплением нравственности, возрождением нашей духовной традиции и явится тем цементом, который скрепит воедино различные общественные слои, обеспечит надежное социальное партнерство и доверие, переход всего нашего общества в новое качество.

Саров имеет шансы занять свое место в этом процессе. Не случайно уже наметился переход от его образа с преимущественным акцентом на закрытости - к привлекательному и динамичному образу наукограда (закрытость при этом остается, но лишь как одно из средств, позволяющих решать стоящие перед Саровом задачи).

Вся эта многообразная деятельность не должна оставаться только внутренним делом Института. Достижение лидерства в названных областях - непосредственная цель всего ЗАТО на ближайшие десятилетия.

Способствовать успешному решению этой задачи всеми находящимися в их распоряжении практическими средствами • прямой долг выбираемых населением ЗАТО органов местного самоуправления.

Эти приоритеты должны быть непосредственно закреплены в Уставе местного самоуправления Сарова. Исходя из этих приоритетов городская дума и администрация при поддержке Института должны добиваться и совершенствования федерального законодательства.

Задача согласованного развития

Сформировать перспективную научно-техническую политику общенационального масштаба -профессиональный и гражданский долг специалистов Института. Но обеспечить проведение этой политики в жизнь весьма затруднительно без всестороннего согласования действий Института и органов местного самоуправления ЗАТО, в первую очередь, в решении социальных вопросов. Люди, находящиеся на переднем крае российской науки и техники, должны быть уверены, что у них есть крепкий и надежный тыл • находящаяся на уровне современных требований система муниципального хозяйства, эффективно работающая по всему спектру своих задач.

Мы, жители Сарова, обладаем достаточными возможностями для того, чтобы сформировать и претворить в жизнь долгосрочную программу согласованного развития Института и ЗАТО. Мы должны проявить и политическую волю, необходимую для этого.

Главная практическая цель, требующая согласованных усилий Института и органов местного самоуправления ЗАТО • это создание благоприятной для деятельности научного центра социальной обстановки. Она включает такие аспекты, как личная безопасность, привлекательность для квалифицированных специалистов и молодежи, отсутствие социальной напряженности, высокий уровень нравственности и культуры, поддержание здоровья. Социальная обстановка должна способствовать развитию науки, образования, наукоемких производств, предпринимательской деятельности, международному сотрудничеству, сохранению государственной тайны, безопасному проведению работ, предотвращению аварий. Только ли сотрудники Института заинтересованы в такой обстановке? Каждому ясно - это залог благополучия всех горожан.

Сегодняшняя практика предоставления основным предприятиям ЗАТО налоговых отсрочек и других льгот серьезно помогает им решать оперативные вопросы в ситуациях задержки бюджетных платежей, но не способствует разрешению долгосрочных проблем их развития. Институт должен постоянно наращивать объемы работ, повышать оборачиваемость средств, обновлять оборудование. Лишь тогда он сможет реализовать масштабную программу повышения жизненного уровня своих сотрудников, а значит - остаться опорой жизни всех горожан. Поэтому ведущим направлением расходования дополнительных средств, получаемых ЗАТО в силу его особого статуса, должно быть их использование для интенсивного развития и обновления научно-производственного комплекса.

Действия органов местного самоуправления, направленные на сохранение установленного в ЗАТО режима финансовых привилегий, должны обязательно поддерживаться Институтом - как база для эффективного содействия развитию Института со стороны местного самоуправления.

Важный аспект согласованных усилий Института и ЗАТО - взаимодействие с федеральными и региональными органами власти для совершенствования законодательства и принятия других необходимых решений.

В качестве рабочего инструмента координации и согласования политики в Сарове следует создать постоянно действующий Координационный совет. Подобные консультативные органы, куда входят представители местного самоуправления, основных предприятий, научной общественности, коммерческих кругов, а также пенсионеры, ветераны, представители молодежных объединений, сейчас создаются в самых передовых наукоградах России - таких, как Обнинск, Черноголовка, Троицк. Они оказывают существенную поддержку как органам местного самоуправления, так и руководству основных предприятий. Широкое обсуждение целей Координационного совета, процедур его работы, а также формирование его состава надо начать незамедлительно.

Рассмотрим основные направления, требующие согласованной политики Института и органов местного самоуправления ЗАТО.

Правопорядок и безопасность

Состояние правопорядка в Сарове давно угрожает не только достоинству, жизни и здоровью его жителей, сохранности их имущества, но и выполнению основных задач Института, а значит - национальной безопасности России.

С точки зрения правопорядка и личной безопасности Саров давно потерял свои былые преимущества. На глазах уменьшается его социальная привлекательность для российских квалифицированных специалистов, а значит - его пригодность как перспективного места развития науки, техники, образования, не говоря уже о международном сотрудничестве. Следует признать: будущее Сарова как научного и оборонного центра несовместимо с нынешним уровнем преступности. Это надо незамедлительно довести до сведения Президента и Правительства России.

Большинство жителей Сарова считает неудовлетворительной работу городской милиции, прокуратуры, суда. Зачастую она оставляет впечатление беспомощности, прямого попустительства правонарушителям и преступникам.

В начале 1990-х годов на закрытые города распространили общий порядок, по которому отбывшие наказание преступники имеют право вернуться к прежнему месту жительства. Сегодня надо признать; что это решение не совпадает как с интересами безопасности Института, так и с мнением большинства жителей Сарова. Отсутствие эффективной системы противодействия правонарушениям привело к росту общественно опасной преступности, в том числе рецидивной, а также появлению и быстрому расширению организованных преступных группировок.

Опыт многих городов показывает - преступность, угрожающую безопасности граждан, можно убрать с улиц в короткие сроки. Проблема состоит в наличии воли и желания сделать это. При этом надо иметь в виду, что только на местном уровне отрегулировать все вопросы борьбы с преступностью применительно к особенностям ЗАТО не удастся. Ведь ЗАТО - административно-территориальная единица с федеральным статусом. Городская дума и администрация при поддержке Института должны добиться того, чтобы необходимые правовые и организационные условия для борьбы с преступностью в ЗАТО, а также должный контроль за этой работой были обеспечены и на федеральном уровне.

В связи с этим надо не только поднимать ресурсное обеспечение органов внутренних дел ЗАТО, но и улучшать кадровую работу. Следует найти возможность и для скорейшего восстановления общественных правоохранительных структур. Об этом немало говорилось руководителями и депутатами. Но почему же вопрос не решается?

Особая задача - эффективная координация деятельности правоохранительных структур ЗАТО, позволяющая использовать очевидные преимущества закрытого города для борьбы с преступностью. В связи с прямым влиянием уровня правопорядка на безопасность основных предприятий в ЗАТО должны быть усилены координирующая роль, полномочия и ответственность Федеральной Службы Безопасности.

Работа и заработок

Политика в области занятости, которую Институт проводил в последние годы, состояла в том. чтобы загружать сотрудников новой работой непосредственно в рамках Института. В условиях, когда при сокращении государственного заказа по основной тематике перспективы развития новых, прежде всего гражданских направлений были еще недостаточно ясными, такая политика была оправданной и социально ответственной. Сегодня она принесла определенные плоды. Институт близок к тому, чтобы достигнуть реальной внутренней занятости, а по отдельным направлениям испытывает нехватку специалистов.

Институт создавался для решения масштабных общенациональных задач и в силу этого всегда был принципиально нерыночной организацией. Однако опыт последних лет показывает: многие специалисты и коллективы Института и в условиях рынка достигают хороших результатов.

Институт как основной работодатель и органы местного самоуправления ЗАТО должны построить эффективную систему солидарной социальной ответственности в сфере занятости. Органам местного самоуправления надо осуществлять в этой области целенаправленную политику, стимулируя создание высокотехнологичных производств, оказывая перспективным направлениям организационную, юридическую, финансовую поддержку. Есть ли в Сарове инструмент разработки такой политики в масштабах всего ЗАТО? Таким инструментом может стать упоминавшийся выше Координационный совет.

Развитие новых направлений деятельности потребует вывести на новый уровень работу по переподготовке кадров. Управление ресурсами Центра занятости в этих условиях надо осуществлять с участием не только органов местного самоуправления, но и основных предприятий, других работодателей. Выработка политики в этой области также может стать одной из функций Координационного совета.

Институту и органам местного самоуправления ЗАТО следует проводить согласованную и сбалансированную политику регулирования доходов граждан на государственных и муниципальных предприятиях. Цель этой политики - согласованное управление перемещением работников различных специальностей и квалификации с учетом как государственных, так и муниципальных интересов.

Развитие образования

Уже в ближайшее время образование должно стать одной из градообразующих функций Сарова. Для достижения этой цели РФЯЦ - ВНИИЭФ, учебные заведения и органы местного самоуправления ЗАТО должны проводить согласованную политику. Необходимо создание механизмов, позволяющих привлекать средства на развитие образования, расширение его инфраструктуры.

Основной площадкой развития высшего образования сегодня является Саровский физико-технический институт. Большинство его успехов последних лет связано с тем, что СарФТИ активно привлекает потенциал РФЯЦ - ВНИИЭФ, в первую очередь его специалистов, имеющих высокую квалификацию, всероссийское и мировое признание, обширные научные и деловые связи. Успешная "конверсия в образование" многих ведущих специалистов РФЯЦ -ВНИИЭФ приводит к заключению о том, что пора ставить очередную задачу: образование должно стать одним из основных направлений работы самого РФЯЦ-ВНИИЭФ. На основе РФЯЦ • ВНИИЭФ и с всесторонним использованием богатого опыта СарФТИ следует поэтапно формировать комплексный научно-образовательный центр. Уникальные лаборатории, физические установки, экспериментальные площадки, вычислительный центр, опытное производство РФЯЦ-ВНИИЭФ - все это в полной мере должно быть использовано не только в научно-производственных, как сегодня, но и в образовательных целях. Это позволит РФЯЦ - ВНИИЭФ освоить перспективные образовательные рынки, улучшить свое обеспечение подготовленными кадрами, а также придаст его облику новую привлекательность в глазах российской и мировой научной общественности.

В сфере образования, в первую очередь физико-математического и технического, следует вести постоянную экспансию. На новый уровень должно выйти региональное сотрудничество. Саровский научно-образовательный центр должен занять значительное место на региональном, а затем и на общероссийском рынке образовательных услуг. Необходимо развивать и все формы международного сотрудничества. В полном объеме должны быть восстановлены прямые связи с ведущими вузами и школами России. Возможно ли все это без РФЯЦ-ВНИИЭФ, без его авторитета и известности, квалифицированных специалистов, научной базы?

Важным ресурсом развития образования в Сарове может стать привлечение сюда для временной работы или проведения отдельных учебных курсов известных преподавателей, выдающихся специалистов, как российских, так и зарубежных. Создание привлекательных условий для их временного проживания - дело общегородского значения. Выход на внешние образовательные рынки повлечет за собой и необходимость создания условий для иногородних студентов.

Образовательный центр наряду с его основным назначением должен стать площадкой для развития поисковых научных разработок. Необходимо найти формы, помогающие студентам напрямую сотрудничать с опытными учеными и практиками.

В Сарове должно появиться и гуманитарное высшее образование, прежде всего по педагогическим и художественным специальностям. Дальнейшее развитие должны получить экономические специальности и обучение иностранным языкам. Есть перспективы создания здесь богословского образования.

Следует использовать все преимущества уникальной системы школьного образования Сарова. Здесь также надо вести всемерную экспансию на региональном, общероссийском и международном уровнях, используя высокий уровень наших школ для наглядной демонстрации возможностей Сарова в области образования. С этой целью Институт совместно с городской администрацией планирует, в частности, провести уже в начале будущего года Школьные Харитоновские чтения - всероссийскую научную конференцию школьников с международным участием.

Жилищная и коммунальная политика

Все формы приобретения и аренды жилья для платежеспособных слоев населения, такие, например, как ипотека, должны развиваться. Однако наряду с этим для соответствующих категорий населения должно продолжаться и строительство муниципального жилья, распределяемого бесплатно и на льготной основе. В этом вопросе градообразующими предприятиями и органами местного самоуправления ЗАТО должна проводиться согласованная политика.

Особое внимание надо уделить совместным программам строительства жилья для молодых ученых и специалистов. Серьезные капиталовложения в эти программы - непременное условие развития Сарова как научного центра.

Льготы молодым семьям при получении и приобретении жилья должны стать частью общегородской программы повышения рождаемости.

Политика местного самоуправления в области изменения квартирной платы и цен на коммунальные услуги должна быть согласована с реальным уровнем доходов всех категорий населения ЗАТО.

На новый уровень нужно выйти в вопросах регулирования рынка жилья, предоставления жилищных дотаций. Меньше или больше стали общие фактические расходы каждой приобретающей жилье семьи, нежели до предоставления дотаций? Опыт показывает, что действия, предпринятые с лучшими намерениями, могут привести к ажиотажному спросу и скачку цен.

В ЗАТО должна проводиться согласованная политика в области коммунального хозяйства и развития инфраструктуры. Не является частным делом отдельных юридических лиц и процесс регулирования цен в таких сферах, как энергетика, транспорт, связь, строительство.

В последние годы статус ЗАТО и связанная с этим высокая наполненность местного бюджета избавляли от необходимости по-настоящему экономить на муниципальных расходах. Может ли это создать неконкурентную среду в городском хозяйстве, привести к росту цен, падению качества работ? Об экономии средств налогоплательщиков надо заботиться, исключая возможность предоставления муниципальных заказов без предварительного проведения конкурсов, искореняя коррупцию.

Общественная нравственность

Наркомания, пьянство, преступность, распад семей - эти беды нельзя отнести только на счет плохой работы органов правопорядка. Их подлинная причина - глубокий нравственный кризис.

В противостоянии деградации и варварству, в возрождении нравственного начала успех могут принести лишь солидарные усилия всех слоев саровского общества - деятелей образования, культуры, религии, науки и техники, здравоохранения, спорта, правопорядка.

Важную роль здесь занимают средства массовой информации. Стало ли понятно горожанам за минувшие годы, чем оборачивается "свобода" СМИ от идеологии и морали? Избегая прежних ошибок пропаганды, порождающей скептицизм и опустошенность, надо целенаправленно восстанавливать воспитательную составляющую информационной деятельности. Местное самоуправление, правоохранительные органы и общественность должны использовать все допускаемые законом способы воздействия, чтобы не допустить деструктивных, развращающих действий на информационном поле. Надо восстанавливать и идеологическую компоненту информационной работы, укрепляющей во всех слоях населения ЗАТО и во внешнем мире представление об особой миссии Сарова - центра науки и образования, хранителя оборонного щита, святого места России.

В борьбе за нравственность наряду с воспитательными мерами надо в полной мере использовать права и полномочия местного самоуправления. Надо поставить надежный административный заслон публичному распространению порнографии и непристойностей, оккультной литературы и символики, пропаганды тоталитарных сект, а также зрелищным мероприятиям, оскорбляющим общественную нравственность.

Сотрудничество с Русской Православной Церковью

Русская Православная Церковь, которая сформировала основу нравственного и духовного облика всего нашего народа, в истории Сарова занимает особое, ни с чем не сравнимое место.

Церковь может быть отделена от государства. Но она не может быть отделена от народа. Помощь Церкви и практическое сотрудничество с ней должны стать одним из постоянных направлений работы органов местного самоуправления. Будут ли предприняты практические усилия по возрождению православных святынь Сарова? Это определит отношение к нашему ЗАТО и Институту многих людей в России и во всем мире.

Следует обратить особое внимание на необходимость завершения начатых работ по проектированию и строительству нового здания городского театра. Это позволит, наконец, освободить, а затем и восстановить святыню мирового значения - первый в России и мире храм Серафима Саровского. Важным рубежом здесь станет 1 августа 2003 года - столетие со дня канонизации преподобного Серафима.

Влияние Церкви в обществе, особенно среди молодежи, станет действенной профилактикой преступности, пьянства и наркомании, распада семей. Поэтому сотрудничество органов местного самоуправления с Церковью может и должно осуществляться в самых разных областях • в деле образования и воспитания, социальной поддержки малоимущих, попечения о больных и инвалидах, реабилитации жертв алкоголизма, наркомании и тоталитарных сект. Усилия Церкви в области образования надо поддержать лучшими педагогическими силами Сарова.

Все шаги на этом пути надо совершать без ненужной поспешности • по мере их вызревания, получения широкой общественной поддержки, готовности к сотрудничеству как светских, так и церковных кругов.

Политические принципы

Отношение Института к предстоящим в Сарове выборам и последующим процессам формирования и реализации муниципальной политики должно, по нашему мнению, определяться следующими принципами.

Институт заинтересован как в стабильности и преемственности местного самоуправления Сарова, так и в отсутствии застоя и групповщины, в приходе новых энергичных людей, способных отстаивать в органах местного самоуправления национально-государственные интересы России и неразрывно связанные с ними коренные интересы населения ЗАТО.

Институту не нужны закрытые предвыборные коалиции - он ведет открытую политику. Институт не делит кандидатов в депутаты на "наших" и "не наших". Институт не борется против лиц - только против разрушительных для Сарова и России идей и дел. Институт предлагает сотрудничество всем, кто разделяет его основные цели.

Институт особо рассчитывает на тесное и всестороннее взаимодействие с депутатами из ВНИИЭФ и предпримет конкретные шаги для организации такого взаимодействия.

Для решения практических вопросов взаимодействия и сотрудничества Институт приложит все усилия для создания таких инструментов, как должность постоянного представителя Института в органах местного самоуправления, комитет городской думы по делам основных предприятий, клуб депутатов РФЯЦ-ВНИИЭФ, общественная палата при городской думе, а также постоянно действующий Координационный совет. В дальнейшем Институт приложит усилия для введения в Устав местного самоуправления нормы выдвижения кандидатов в депутаты от трудовых коллективов. Накануне выборов Институт призывает избирателей решить, в какой мере гражданские качества, нравственный облик и профессиональная подготовка каждого из кандидатов в депутаты соответствуют задачам, поставленным в этом документе.

Институт призывает задуматься, какими должны быть первые лица городской думы и администрации, чтобы именно под эти задачи эффективно организовать работу депутатов, сформировать дееспособную управленческую команду, свободную от прежних ошибок.

Институт настроен решительно. Чтобы обеспечить выполнение стоящих перед ним задач, он будет использовать все находящиеся в его распоряжении законные средства. В достижении своих стратегических целей у него хватит спокойствия, терпения и воли.

Послесловие

Мы убеждены, что работа думы и администрации Сарова в последние годы могла быть значительно эффективнее. Многие возможности были упущены. На наш взгляд, это связано с тем, что Институт своевременно не выдвинул местному самоуправлению своих НАКАЗОВ и не настоял на их выполнении.

Это безусловная ошибка руководства Института и его профсоюзов. Это ошибка и научной общественности Института, в том числе таких организаций, как Союз разработчиков ядерного оружия или Союз испытателей.

Сейчас эту ошибку пора исправлять.

Мы взяли на себя ответственность говорить от лица Института, хорошо зная мнения людей, обстановку в городе и трудовых коллективах, в первую очередь в РФЯЦ- ВНИИЭФ. Мы полностью отвечаем за те оценки и предложения, которые высказаны в настоящем документе. Мы рассчитываем на активное обсуждение нашей позиции и широкую поддержку в выработке необходимых решений. То, насколько активно и заинтересованно пройдет обсуждение, покажет, какого выбора достойны граждане Сарова.

Мы предлагаем, чтобы положения настоящего обращения стали предметом обсуждения административного, научно-технического руководства Института и его общественных организаций, рассчитываем, что свое отношение выскажут также администрация Города и городская дума

По нашему мнению, лишь в том случае, если названные нами организации и люди превратят сказанное в ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ, Саров перешагнет естественные трудности роста и укрепится на пути формирования реалистичной и патриотической местной политики.

Галузин Александр Юрьевич, кандидат в депутаты городской думы по 24 округу,

Ершков Александр Васильевич, кандидат в депутаты городской думы по 8 округу,

Жигалов Владимир Иванович, кандидат в депутаты городской думы по 17 округу,

Иванов Валерий Викторович, кандидат в депутаты городской думы по 26 округу,

Лобов Игорь Борисович, кандидат в депутаты городской думы по 12 округу,

Попков Николай Федорович, кандидат в депутаты городской думы по 22 округу,

Яицкий Александр Васильевич, кандидат в депутаты городской думы по 23 округу.


Начальная страница: http://ussr-oborona.chat.ru

Ответственный за ведение Web-страницы - Альберт Германович Штерн

эл.почта: ussr_oborona@chat.ru