Проектирование выноса электросетей с участка застройки любой сложности

REDNEWS.RU - ОБОРОНА http://rn-oborona.narod.ruКолокольня бывшего Саровского монастрыря, пл.Горького, г.Арзамас-16

Арзамас-16. История. "Игумен Иерофей"


Общество

"САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ"

Саровские подземелья – новые открытия и новые загадки

 

Христианство на заре своего возникновения, из-за притеснения официальными властями, вынуждено было отправлять свои богослужения в пещерах - катакомбах. Как бы в напоминание о тех временах во многих православных монастырях древней Руси существовали подземелья, использовавшиеся для различных целей, зачастую секретных. В официальных документах о Саровских подземельях информация была строго дозирована, что способствовало рождению различных мифов и легенд. Тем более, что в период своего расцвета - конец Х1Х - начало ХХ веков - Саровский монастырь смог так обустроить весь свой подземный комплекс, что по ним можно было водить любопытных паломников, для повышения интереса которых, сами монашествующие запустили в оборот легенду о том, что эти ходы были ископаны еще жителями мифического города Сараклыч, в незапамятные времена.

Вид на "стрелку" рек Сатис и Саровка с колокольни Саровского монастыряНа самом же деле все документы архива Саровской обители говорят о том, что пещеры были сделаны, в качестве первоначального жилья, монахами пришедшими на берега рек Сатиса и Саровки. Вот как описывает монастырский послушник Афанасий Илларионович, в своей “Рукописи по истории монастыря”: “В лета 1691 года ... юный монах Иларион труждаяся на сем месте пришел в помышление ископати себе пещеру, и тем услаждашеся и нача копати и утрудися нападе на него сон тяжек и приинда в свою кущу возведен сном тяжким и быть ему сновидение. Яко бы он при пещерах Киевских Антония и Феодосия обретается и видит к себе грядуща архиерея Илариона в мантии держа посох и благослови его Илариона”. [1]

Инок Илларион, “...под именем коего разуметь надобно первоначальника монаха Исаакия “ [2] - чей псевдоним раскрыли более поздние монастырские летописцы, замыслил и начал копать пещеры якобы по благословению Киевского митрополита Иллариона.

Первая пещера была глубиною всего в две сажени. Работы по углублению и расширению подземных ходов были продолжены и, наконец , в официальной хронике за 1711 год читаем : “Марта в 16 день окончены им [т.е. -Первоначальником - В.С.] с братиею в полугоре пещеры, начатые вышесказанным монахом Иларионом 1691 года, которые доведены почти до половины монастыря, и по разным местам оных поделаны келии, в коих прежде сего живали и монахи; посередь оных сделана церковь Преподобных Отцов Антония и Феодосия и всех Киевопечерских чудотворцев, которая освящена тогож 1711 года по усердному желанию знаменитых благотворительниц к сей обители, Благоверных Царевен и Великих княжен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны” [3].

Освящена церковь по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Внутреннее обустройство состоялось благодаря стараниям все тех же Великих княжен - сестер Петра 1, которые для отправления церковных служб по зимам, “...как говорит Первоначальник в своей сборной книге на листе 3-м в 1712 году 7-го февраля дали в церковь пещерную: Минеи месячные мелкие печати 12 книг на весь год, сосуды оловянные и ризы, и стихарь, и двои поручи, и покровцы и орарь... и денег двадцать рублев. Особо в пещерную церковь - иконы и царския двери со всем иконостасом украшенным живописным письмом. Кроме сих пожертвований в 1711 году апреля в 1 день Благоверная княжна Мария Алексеевна - чрез секретаря своего... пожертвовала 14 частей святых мощей разных угодников Киево-печерских, которые все исполнены тогда в тот самый крест, который найден был еще при монахе Герасиме” [4,5]. В приведенном только что документе, факты представлены явно непоследовательно и надо заметить, что “иконы и царские двери со всем иконостасом необходимо было доставить в пустынь и установить в пещерной церкви до ее освящения, в противном случае церемонию необходимо было повторить. Обряд полного освящения Пещерной церкви, то есть в присутствии высшего духовного начальства, по всей видимости, был выполнен только в 1780 году, в других случаях (а их, как оказалось, было несколько) проводилось “малое” освящение. В этом случае Антиминс освящался епископом в архиерейской церкви епархиального центра и привозился в Саровскую обитель специальным посланником, где обряд осуществлялся назначенным иеромонахом. По всей видимости Саровские летописцы постарались в описанном году совместить имена высоких благотворительниц, крупного церковного иерарха с происходившим событием, умолчав о более ранних, хотя для нас не менее важных фактах.

“Тогож 1709 году в феврале в 22 Указ из казенного приказу Саровской пустыни Строителю иеромонаху Исакию с братией о состроении и освящении той пустыни в пещерах церкви во имя Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских чудотворцев“ [6]. То есть пещерная церковь была готова к использованию по своему прямому назначению уже в 1708 году или даже ранее, так как в 1711-м происходит, видимо, замена истлевших икон и самого иконостаса (или это был дипломатический ход Первоначальника?). Документ 1709 года был найден в архивном деле с описью Указов и грамот, изъятых из ризницы Успенского собора, при проведении следствия по делу 1734 года. Дальнейший анализ этой описи подарил еще одну находку - под номером “12” в сей описи значится: ”1728 г. апреля в 13-е Указ из казенного Приказу Саровской пустыни Строителю иеросхимонаху Иоанну о устроении и освящении в пещерах Церкви во имя Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских вновь, иконостаса и около престола и на престоле доски вместо древесных вновь из меди и железа и олова и о убрании иконами” [7]. Налицо третий факт освящения церкви и, как увидим, не последний. Основная проблема - вентиляция подземных галерей не была решена: все деревянное устройство и живопись покрывались плесенью (особенно сильно в летнее время), железные составные части разъедались ржавчиной В тридцатых годах 18 века разрушительный процесс достиг своей критической отметки но делать очередной ремонт не было ни сил, ни средств.

В описи за 1739 год записано: ”Да в пещерах копаная из камня церковь.., в коей за ветхостию напрестольной одежды служба не совершается” [8]. Тем не менее монашествующие используют подземные кельи для укрепления своего духа в дни Великого поста. По преданию рядом с пещерной церковью находилась келья Первоначальника, где он хранил свой гроб и над которым проводил долгие часы в молитве. В монастырской летописи записано, что для постоянного жительства пещеры никогда не использовались, по причине повышенной влажности и “... редкости воздуха” [9].

Но несмотря на неблагоприятные факторы инженерные работы, по всей видимости, продолжались и “... пещеры копались до 1800-х годов, об этом помнят и теперь [1875 г.- В.С.] старожилы” [10]. Описания проводившихся работ нет, есть только некоторые факты, позволяющие сделать предположения. Во-первых, приблизительно в 1754 году на соборной площади около трапезного и больничного корпусов были выкопаны два колодца, глубина одного из них отмечена Афанасием Илларионовичем в “...в 9 сажен “ [11]. Во-вторых, летом 1774 года передовые отряды Е. Пугачева подошли к г. Темникову и грозили нашествием на саму пустынь. В этот ответственный момент настоятель Ефрем отпустил всю молодую братию из стен обители, призвал к себе казначея и “... иеромонаха о. Иоакима, архитектора, строящего тогда ... Успенский собор, усоветовали лучшую ризницу, кресты, сосуды и части Святых мощей и прочие серебряные вещи спрятать в сокровенные и безопасные ... места” [12].

Видимо в 50-80-е годы при производстве крупных земляных работ на соборной площади было осуществлено сообщение с подземным комплексом с внутренней территории монастыря и приготовлены секретные сокровищницы. Для этих целей могли служить новые постройки, с глубоким заложением фундамента, либо колодцы, выполнявшие роль лифтовых шахт. Интересен факт: после прокладки водопровода в монастыре, на соборной площади не осталось следов бывших колодцев, тем не менее в подземных галереях существовал скрытый колодец, сохранившийся даже до 50 - х годов нашего столетия. Вот как описал его 10 лет тому назад старожил нашего города Валянский Валентин Федорович:

“Шахта располагалась на уровне пола и была огорожена ажурной металлической решеткой. Диаметр шахты около метра, выложена куполом и оштукатурена”. К сожалению этот колодец не удалось отыскать, вполне возможно, что он оказался засыпанным.

На плане подземелий, имеющем примерную датировку - начало Х1Х века, видна галерея уходящая на восток, вдоль современного проспекта Мира и упирающаяся в тупик. Но “восточное” направление подземных галерей имело свое продолжение. Настало время обнародовать слова м. Серафимы (в миру Софьи Александровны Булгаковой): “Пещеры были до самого источника. Водили немного, в 20-е годы, далее уже закрыто было. Пещер и хода до Дивеева не было.”

Долгие годы жила и живет легенда о подземном ходе до села Дивеева. Она очень интересна, записаны даже воспоминания жительницы села Жигалова Самаровой Прасковьи Федоровны, повествующие о таком подземном путешествии, но - взяв в разсуждение его длину 14 километров и две речные преграды - реки Сатис и Вичкинза - понимаешь, что даже чисто теоретически это трудновыполнимая задача. И, по всей видимости, за проход к с. Дивеево принималась “подземная тропа” до “Ближней пустынки”, о существовании которой найдены подтверждающие документы в Государственном Архиве Нижегородской Области. Где в служебной записке Горьковской Краевой проектной конторы, проводившей по заданию НКВД разведку возможности строительства водоканализационной системы в “Сарлаге”, дан перечень планов, где под №3 читаем: “...Ход к роднику купальни в м. 1:2000” [13]. К сожалению, в недрах секретных ведомств план, в настоящий момент, найти не удалось.

Сопоставляя рассказ П.Ф. Самаровой с описаниями подземных хождений жительниц д. Балыково Гущиной Анастасии Александровны и Уколовой Федосьи Никитичны (все факты относятся к дореволюционному периоду), можно составить некоторое собирательное повествование об этих экскурсиях: “В пещеры водил отец монах. Копеечку положишь в кружечку и ведет. Сам впереди, мы за ним, в одной руке свеча толщиной в три пальца, другой держишься за сарафан или рубаху впередиидущего. Одна отпустила и отстала. Монах и кричит: - Стойте на месте, поведу другую артель и возьму.

Перед образами останавливались и молились. В одном месте окно небольшое было с цветным стеклом, за ним видно как бежит вода - метрах в пяти.

- Отец монах, что это там?
- Саровка течет.

Сам проход песчаный, шириной в метр, высота в рост человека. Монахи сказывали - рыл его князь Сараклыч. От основного хода были ответвления, на некоторых были двери. В одной из келий, что под соборной площадью, на деревянном столе лежали металлические вериги, желающие могли их приложить к своему телу. Влажности большой не ощущалось, воздуха хватало всем.”

В качестве предположения, хочу сказать – эта подземная коммуникация была сделана в начале Х1Х века, и комплекс “Ближняя пустынка” выполнял роль сторожевого поста у тайного хода.

Возвращаясь в 18 век надо сказать, что пещерная церковь простояла без священослужения около 50 лет. В августе 1778 года в Саровской пустыне произошла знаменательная встреча, которая дала новую жизнь многострадальному храму. Участниками встречи были - епископ Владимирский Иероним, приехавший на освящение Успенского собора и Пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев, отец известного путешественника. Обходя территорию монастыря они спустились и в пещерные катакомбы, где обнаружили, что от сырости престол церкви разрушился. Видя такое прискорбное состояние Святой церкви, они приняли “...в разсуждение чтоб паки ее возобновить и учинить нетлеющей.”

Два года было затрачено на ремонт, вывод вентиляционной шахты. Н. А. Радищев выписал для вновь созидающейся церкви из Санкт-Петербурга доску на престол из мрамора, епископ Иероним пожертвовал одеяния на святой престол, строитель с братией изготовили иконостас, на котором иконы и царские двери были выкованы из листового железа. Письмо на иконах было выполнено масляными красками. Иконостас украшен был херувимами из железа “...по местам вызолоченные” [15]. День освящения был назначен на 15 августа 1780 года. Расчет был сделан на то, что в храмовый праздник Успения Божией Матери будет большое стечение богомольцев и тем торжественнее пройдет церемония. Так и произошло. При большом стечении народа епископ Иероним, сразу по прибытии в Саровскую обитель, в 9 часов утра облачился в святые одежды и начал богослужение в Успенском соборе следующую к освящению храма. “И учинил преосвященнейший большую процессию крестное хождение круг всей обители. Священный антиминс несли два архимандрита, а за ними следовал преосвященнейший с посохом” [16]. Процессия начала свой путь вдоль берега реки Саровки, на всем протяжении до входа в пещеры дорога была окропляема святой водой. Священный антиминс был “взнесен” в пещеры и началось действие освящения, после которого во вновь освященной церкви был оставлен иеромонах Питирим, для “исправления” святой литургии, а епископ Иероним закончил крестный ход вдоль берега реки Сатиса.

С этого момента начинается активное использование пещерной церкви в общем богослужебном процессе. Но надо полагать, что каждые 30-40 лет проводились ремонтные работы, после которых происходило новое освящение храма.

О ходе богослужения в подземной церкви известно - до 1852 года вторая ранняя литургия по зимам правилась в пещерной церкви, и для удобства, в 1812 году о. Нифонтом была построена лестница от угла северо-восточной башни к устью пещер, из камня, добывавшегося в каменоломнях с. Пурдошки. Некоторое время спустя лестничный сход сделали крытым - для убережения от снежных заносов [17].

“В церкви пещерной, как и в Преображенской... каждую субботу, кроме бдений и праздников великих, после ранней литургии отправляется панихида - служащим иеромонахом о благотворителях числящихся по таблице при оной церкви находящейся.” [18] И, конечно, обязательным было празднование Собора всех Киевопечерских чудотворцев 28 августа. В этот день было бдение и литургия. Подсвечники и аналой для проведения служб использовались из храма Иоанна Предтечи.

О том, что видели наши предки при посещении пещерной церкви, можно судить по описанию составленному в 1854 году [19]. Паломников, вступавших в устье подземных галерей, встречал образ Божией Матери написанный маслом на железе, мерою в 1 аршин. Далее при разделении ходов по пещерам располагалась икона Святителя Николая, на доске. Перед входом в церковь на левой стене - три иконы размером в 1 аршин - Двунадесятые праздники, Дмитрия митрополита Ростовского и Антония с Феодосием Киевопечерских. При входе в саму церковь перед богомольцами вставали два каменных столпа, поддерживающие своды храма. На правом располагалась икона Спасителя, на левом Божией Матери, написанные маслом по железу, в киотах железных, окрашенных голубою краской. Перед ними всегда горели две медные лампады.

За столпами располагался предалтарный иконостас, освещаемый еще четырьмя лампадами. Левый верхний угол иконостаса был немного срезан сводом пещеры, а сам подбор икон - довольно редкий - заслуживает описания.

Все они выполнены на железе, в греческой манере. По правую сторону Царских дверей иконы размером в 1,5 аршина. Первая икона Господа Вседержителя, вторая - Печерской Божией Матери со всеми Киевопечерскими чудотворцами. Третья - на южной двери - преподобного Иоанна многострадального. Вверху , над этими иконами, в трех клеймах, вылитых из олова и окрашенных желтою краской иконы святых Апостолов: в первом - Симона Зилота и Иуды, во втором - Филиппа и Андрея, в третьем Иакова и Матвея.

Внизу, в трех тумбах, изображены - преподобный Антоний молящийся в пещере, преподобный Феодосий в пещере и икона Опаление змием головы преподобного Иоанна - многострадального. По левую сторону от Царских дверей иконы той же меры и письма. Первая - Божия Матерь с “предвечным младенцем”. Вторая - Николая чудотворца, Андрея Критского и преподобного Феофана.

На северной двери икона преподобного Пимена многоболезненного.

Вверху в двух клеймах оловянных изображены Апостолы: в первом Петр и Иаков, во втором Павел и Иоанн. Внизу в трех тумбах три иконы - Марка гробокопателя, преподобного Иеремии, молящегося в пещере и пострижение Ангелом в схиму преподобного Пимена многоболезненного.

Входя мысленно в алтарь “...в котором Святой престол каменный меры 1 аршин 6 вершков, верхняя доска мраморная, срачица - полотняная. На престоле Св. Антиминс атласный священнодействован 2-го мая 1820 года – за подписанием Преосвященного Ионы Епископа Тамбовского и Шацкого .“ [20]

Это уже пятое освящение, документально доказанное и, можно предположить, что их было семь или восемь. Само подписание Антиминса проходило в 1820 году в г. Тамбове, так как в списке посещений Саровской обители епископами - год 1820 и 1821 пропущены. [21]

“Над престолом сень из листового железа в раме железной же с изображением господа Саваофа работы живописной. Жертвенник каменный меры 1 аршин 7 вершков.” [22] За престолом икона Успения Божией Матери, за жертвенником Господа Вседержителя, обе размером по 1 аршину, выполнены на железе.

Все эти иконы представлены в иконостасном ряду не случайно. В Киево - Печерском монастыре, в Антониевой и Феодосиевой пещерах находятся мощи ста восьмидесяти святых , многие из которых известны лишь по именам (есть и безымянные). [23] Иоанн Многострадальный, Пимен Многоболезненный, Марк Гробокопатель - это представители Киевопечерского патерика - свода жизнеописаний подвижников - аскетов. Житийные иконы этих святых очень напоминают нам терпеливость Первоначальника Иоанна, огненные испытания строителя Дорофея и многоболезненность преподобного Серафима. История повторяется – значит, история продолжается, и, надеюсь, очередное освящение еще впереди. [24]

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА :

1. ЦГА РМ, ф. 1, оп. 1, д. 205, л. 4 об и 5.
2. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 991, л. 70
3. “Краткое историческое описание ...Маркеллина” М., 1819 г., л. 30 -31.
4. ЦГА РМ, ф. 1, оп. 1, д. 851, л. 35.
5. Этот крест-мощевик первоначально находился под Святым престолом Пещерной церкви, впоследствии из-за сырости он, по всей видимости, был переложен в киот у левого клироса Успенского собора. Ф. 1, оп. 1, д. 1092, л 180.
6. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 1092, л. 110 об.
7. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 43, л. 9 об.
8. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 43, л. 11 об.
9. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 1145, л. 15.
10.Там же, ф. 1, оп. 1, д. 529, л 3 об.
11. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 205, л. 22 об.
12. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 1145, л. 90.
13. ГАНО, ф. 1978, оп. 3, д. 40, л. 13.
14. ЦГА РМ, ф. 1, оп. 1, д. 205, л. 32.
15. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 205, л. 32 об.
16. Там же, ф. 1, оп. 1, д.205, л. 33.
17. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 498, л. 35 об.
18. Там же, ф . 1, оп. 1, д. 361, л. 100.
19. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 498, л. 38.
20. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 760, л. 59 об и 60.
21. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 991, л. 195.
22. Там же, ф. 1, оп. 1, д. 760, л. 59.
23. Федотов Г. П. Святые древней Руси. М., 1990 г., л. 67.
24. Как бы в подтверждение слов автора, когда уже готовился к выпуску этот сборник, разыскана “Опись храмов и богослужебных предметов Саровской пустыни 1921 года”, где имеется запись: “Храм пещерный во имя СВЯТОГО МОИСЕЯ МУРИНА. Иконостас- 1. Икон местных – 4.” Следовательно, уже после Великой Октябрьской социалистической революции состоялось, видимо, последнее освящение храма.


Начальная страница: http://ussr-oborona.chat.ru

Ответственный за ведение Web-страницы - Альберт Германович Штерн

эл.почта: ussr_oborona@chat.ru