REDNEWS.RU - ОБОРОНА http://rn-oborona.narod.ruКолокольня бывшего Саровского монастрыря, пл.Горького, г.Арзамас-16

Арзамас-16. Публикации. "НАУКОГРАДы. ч.1"


Газета

Газета "Новый Город №", г.Арзамас-16

В НАУКОГРАДАХ РОССИИ. Часть 1.





ЗА ЧТО НТВ НЕ ЛЮБИТ ПУТИНА?

Помните, что первым делом сотворил Путин, став и.о. Президента? Принял новую Концепцию национальной безопасности России. Уж не за это ли его так не любит НТВ? Вот что говорится в этом примечательном документе, в частности, о нас с вами.


“...Ослабление научно-технического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности.

...Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий".

Состояние российской науки большинством экспертов оценивается так: еще два-три года без чрезвычайных мер - и Россия превратится в сырьевой придаток развитых стран, потеряет независимость.

Поясним: "потеряет независимость" не в том смысле, что на месте наших Каратаевых и Амеличевых будут сидеть их Джексоны и Буши. А в том, что первые будут просить у вторых разрешения буквально на все, будь то налоговые отсрочки Ядерному центру или фасоны детских костюмчиков на очередном городском празднестве.

Поэтому думать о том, что пророческие слова Концепции относятся лишь к ученым-ядерщикам и не касаются остальных обитателей Сарова, мягко говоря, недальновидно.

“НИ ШАГУ НАЗАД" ЭПОХИ НТР

На таком фоне уже который год идет борьба за спасение того, что в российской науке осталось действительно на мировом уровне. Борьба идет в наукоградах - небольших городах, где основным занятием были и есть наука и разработка технологий. Всего таких городов около 70 с общим населением 2,5 млн.человек.


Из наукоградов за рубеж уехало меньше специалистов, чем из крупных городов. Свою роль в этом сыграл уцелевший здесь менталитет российского ученого: наука - не бизнес, денег нужно столько, чтобы не тратить силы на приработки. А еще есть понятие "качество жизни", где не все определяется деньгами, а еще есть интеллектуальная близость, насыщенность общения, патриархальный уклад, относительно низкая преступность и пока еще сохраненная природа. Наряду с этим остаются ограничения на выезд для носителей секретов. Все это способствовало своего рода практическому патриотизму: установке на применение своих знаний и умений в России - до тех пор, пока это еще возможно.

Перестройка обнаружила отсутствие эффективной самоорганизации среди специалистов "реального сектора экономики", в том числе среди ученых. И если новое купечество быстро соорганизовалось и начало вывозить из России все, что можно, и что нельзя, но хочется, то ученые долго соображали и еще дольше пытались защищаться низкоинтеллектуальными методами, доверчиво надеясь на свои министерства или Академию наук.

В литературе встречается термин "актуальный сектор науки". Это направления, отвечающие стратегическим интересам развития нации. Эксперты анализировали, за головами каких ученых Запад устраивает охоту. Таких направлений около 200. Среди еще оставшихся в России это, например, гражданские ядерные технологии, СВЧ-технологии, лазерные технологии и ряд других.

В России актуальный сектор науки сохранился по преимуществу в наукоградах. Именно они могли бы стать научно-технологическим фундаментом нашей национальной независимости, по крайней мере, на ближайшие годы.

У ЗАКОНА "О ЗАТО" ЕСТЬ ОДИН НЕДОСТАТОК

Так начал свою речь на семинаре "Новоуральская перспектива" (1996 год, закрытый город Новоуральск) мэр наукограда Заречного. Продолжил же он так: "Этот недостаток в том, что нас (то есть открытых наукоградов) там нет".


На том же семинаре представитель Уральского отделения Академии наук важно сказал, что его команда могла бы взяться за то, чтобы провести соответствующие документы и увеличить на 20% долю налогов, оставляемых в бюджете наукоградов. Для этого только на взятки (вместо этого слова, правда, был употреблен некий благопристойный эвфемизм) он запросил несколько сотен миллионов рублей в ценах того времени. В зале раздался общий хохот, все показывали пальцами на представителей Са-рова, чьи депутаты сумели оставить в ЗАТО все налоги.

Так что еще немного лет назад закрытые города были очевидными лидерами. Удачей казалось и создание Ассоциации ЗАТО Минатома, позволившее на том этапе согласовать интересы научных центров и местных властей при создании Закона "О ЗАТО". На какое-то время многие проблемы закрытых наукоградов были решены.

Потом, однако, все изменилось. Законодательные инициативы Советов ЗАТО не были поддержаны новыми поколениями местной власти. Фактически рассыпалась при новом руководстве и Ассоциация ЗАТО Минатома.

ГОНКА ЗА БУДУЩИМ: СМЕНА ЛИДЕРА?

В закрытых и открытых наукоградах России процессы развития шли все эти годы как бы параллельно, но во многом - в противоположных направлениях.


Власти закрытых городов, поставленных законом в исключительно благоприятные условия, занялись увлекательной игрой в перетекание бюджетных потоков по оффшорным каналам. Так создавалась иждивенческая иллюзия пожизненного благополучия, достигнутого путем лоббистских усилий (умения договориться с нужными людьми) и не зависящего от того, насколько эффективно город решает проблемы страны и решает ли он их вообще. Так возникало снисходительное отношение к докучным и "не умеющим жить" основным предприятиям.

В открытых же наукоградах, действительно открытых - всем экономическим ветрам, ситуация складывалась жестче и реалистичнее. При отсутствии жирка пришлось наращивать мускулы.

Открытые наукограды анализировали возможности, самоорганизовывались и на городском, и на федеральном уровне, вели разъяснительную работу среди жителей, казалось бы, не имеющих отношения к науке. Во всех наукоградах-лидерах есть четкое понимание необходимости тратить часть ресурсов - интеллектуальных, организационных, финансовых - на отстаивание самой возможности заниматься наукой, на выдвижение людей, авторитетных в научных коллективах (именно в среде коллег), на депутатские и административные должности разного уровня. Для открытых наукоградов стали характерны уход от неэффективной отраслевой опеки, расширение списка источников госзаказа, поиск новых механизмов страхования рисков научных и опытно-конструкторских работ и многое иное, что может родиться в головах талантливых и творческих людей. Есть еще и четкое понимание, что иного пути нет.

Среди многочисленных проблем сохранения науки и развития наукоградов рассмотрим пока лишь одну - взаимодействие научных центров и местной власти.

ТРЕТЬЯ ВЛАСТЬ НАУКОГРАДОВ

По мнению Анатолия Долголаптева, президента Союза развития наукоградов, лишь около десяти наукоградов России созрели для саморазвития.


Во-первых, это те города, где не только сохранен интеллект, но и сложилось единство взглядов населения, власти, научно-технической и предпринимательской элиты. Например, в Обнинске, где всего 13 % населения имеет отношение к науке, 75 процентов - за развитие города как города науки. Единство долгосрочных целей, построенное на фундаменте научно обоснованного и политически выверенного согласования интересов, является необходимым условием развития наукоградов.

Во-вторых, это те города, где любят не просто свой город, но и всю страну Россию. И тревожатся там не только за собственное будущее, но за будущее всего народа и государства, за их достойное место в большом и меняющемся мире.

В третьих, это те города, где не "проедают' дополнительно заработанные деньги, а вкладывают их -и не в сегодняшние прихоти градоначальников, а в будущее, делая инвестиции с отсроченной выгодой. Так, все наукограды считают основным направлением своей деятельности не только науку и производство, но и образование.

И, в-четвертых, это те города, где местное самоуправление не замыкается в узких рамках местных проблем, а жители единодушно признают не две, а три ветви местной власти - не только исполнительную и законодательную, но и консультативную - будь то "городской научно-технический совет", "совет научного центра", "городской координационный совет" или что-то с иным названием.

Анализ наших достижений в свете этих простых критериев составит собой содержание нашей следующей статьи.

Игорь ЖИДОВ, Дмитрий СЛАДКОВ

На сегодняшний день десяток наших городов вполне созрели для того, чтобы с толком организовать процесс саморазвития. Там помимо традиционного средоточия мощного интеллекта сложилось некое единство во взглядах населения, власти, городской научно-технической и предпринимательской элиты.


...Выбирая между полуголодным занятием наукой и возможностью жить хотя бы на уровне "ниже среднего", человек вправе предпочесть последнее. Тем не менее, к примеру, 75 процентов жителей Обнинска, хотя и выживают как могут, высказались на референдуме за развитие своего города как научного центра. А ведь только 13 тысяч из этого стотысячного населения - "научники".

... Глава городского самоуправления Обнинска Михаил Шубин еще и вице-президент Союза развития наукоградов России. И это сидение на двух стульях не из соображения, скажем, политических амбиций. Здесь проявляется феномен, наблюдаемый в последнее время в нашем сообществе: сращивание интересов науки с интересами местной власти.

Анатолий ДОЛГОЛАПТЕВ, президент Союза развития наукоградов России

Государство возложило на 06-нинск миссию сохранить научный потенциал на мировом уровне и определило приоритетные направления, которые закреплены в программе. Наша же задача - способствовать реализации научно-технического потенциала, создавать для этого экономические и социальные условия. И здесь как администрация города мы действительно приобретаем абсолютно новые, не свойственные исполнительной власти функции. Более того, появляются некие новые субъекты, ранее не существовавшие ни в каких управленческих структурах городов, но которые будут играть значительную роль.


Один из таких субъектов - городской научно-технический совет, который объединил ведущих ученых и руководителей наших предприятий. Он сыграл серьезную роль в разработке программы и задал во многом перспективы нашего развития.

Михаил ШУБИН, глава администрации Обнинска

Добиваясь статуса наукограда, мы заботимся не только об улучшении жизни города, что естественно, но и об укреплении нашего государства. Проблема наукограда - не местная, а государственная. И звание наукограда - не самоцель, не панацея. Это лишь небольшой элемент в системе зашиты отечественной экономики от мощнейших возмущений, которые заставляют нашу экономику двигаться по катастрофической траектории.


...Деятельность местного самоуправления не должна ограничиваться рамками внутригородских связей. Необходимо взаимодействие с федеральными структурами. У нас, например, налажены хорошие отношения с Российским авиационно-космическим агентством. Недавно в городе прошла выездная коллегия Росавиакосмоса, в ходе которой была подтверждена заинтересованность в развитии города.

Александр МОРОЗЕНКО, глава администрации Королева

Совместным постановлением черноголовской администрации и президиума нашего научного центра создан координационный совет, который призван объединить усилия всех ветвей местной власти и предпринимательских структур в работе над программой развития нашей территории.


... Необходимое условие для прорыва - обеспечение нормального функционирования всех элементов триады: образование - наука -производство.

Евгений БОРИСОВ, глава администрации Черноголовки

Дубна остается наукоградом по способности инновационного прорыва буквально во всех сферах: от науки до муниципального управления.


Возьмите образование. В самый тяжелый период, в 1994-м, мы создали в Дубне Международный университет природы, общества и человека, основанный на принципиально новой концепции и методиках образования. Причем создали не как коммерческий вуз, но именно как государственный университет Московской области.

...Наукограды сегодня не только единственный системный ресурс развития страны, это системный ресурс развития личности. Это надежда России на возрождение.

- Ну, а какие проблемы повлечет за собой присвоение статуса наукограда?

- Прежде всего проблему координации усилий - как предприятий, организаций и органов управления в самом городе, так и всех уровней власти - от федеральной до местной. Потребуется совершенно новое качество управления.

Валерий ПРОХ, глава администрации Дубны

Когда развернулось "наукоградское" движение, мы сумели объединить научные коллективы, руководителей институтов, муниципальные власти и создать программу развития города. Вообще говоря, у нас в городе три ветви власти: исполнительная, законодательная и консультативная в лице "Совета научного центра". Программа включает в себя более 70 инновационных проектов.


...У себя в Троицке мы планируем создать фонд поддержки наукограда. Распоряжаться им будет комиссия, в которую кроме властей входят директора всех институтов. Она и решит, на какие разработки направить средства.

...Главное, чтобы деньги, которые выделяются на цели научно-технического развития города, не "проедались". Пусть 15% пойдет на социальное развитие города*.

Вадим НАЙДЕНОВ, глава администрации Троицка

* Видимо, по мнению В.Найденова, это много. А сколько, интересно, у нас в Сарове из сытного "приварка" инвестиционной зоны проедается на разные "стройки века", дороги в ТИЗ и другие задачи, никак не связанные с научно-техническим развитием, а значит – нашим общим благосостоянием завтра и послезавтра?

Цитаты по газете «НГ-Наука» №8 от 20 сентября 2000 года. Стр. 1, 3


Начальная страница: http://ussr-oborona.chat.ru

Ответственный за ведение Web-страницы - Альберт Германович Штерн

эл.почта: ussr_oborona@chat.ru